Материнское грудное вскармливание оказывает значительное влияние, которое распространяется на всю жизнь человека. Данные Всемирной организации здравоохранения показывают, что менее 50% детей во всем мире получают исключительно грудное вскармливание до шести месяцев жизни, что вызывает обеспокоенность.
Молоко матери выходит за рамки простой пищи, предлагая полноценное и сбалансированное питание, состав которого адаптируется к потребностям каждого этапа роста ребенка. Кроме того, оно обеспечивает важнейшие элементы для иммунной защиты, снижая вероятность респираторных инфекций, диареи и аллергий. Грудному вскармливанию также способствует укрепление эмоциональной связи между матерью и ребенком, а также приносит пользу матери, такая как снижение риска рака молочной железы и яичников, помогая в восстановлении после родов.
Ежегодные кампании по этой теме затрагивают различные аспекты, от поддержки на рабочем месте до роли семьи и медицинских работников. К 2026 году официальный фокус будет сосредоточен на теме «Грудное вскармливание для устойчивого начала жизни». ВОЗ рекомендует, чтобы эксклюзивное грудное вскармливание продолжалось до шести месяцев, а затем дополнялось прикормом до двух лет и более.
В Бразилии август посвящен осведомленности и поощрению грудного вскармливания, что известно как Золотой Август. Золотой цвет символизирует «золотой стандарт» качества человеческого молока, признанного самой полноценной пищей для здорового развития, иммунитета и защиты новорожденного от различных заболеваний.
Несмотря на то, что преимущества хорошо установлены, многие матери сталкиваются с препятствиями при грудном вскармливании, такими как нехватка семейной поддержки, преждевременный выход на работу, дезинформация и отсутствие эффективной государственной политики. Поэтому такие инициативы, как Неделя грудного вскармливания и Золотой Август, подчеркивают необходимость общественной и семейной поддержки кормящей матери, а также наличие мест работы с надлежащими отпусками и помещениями для поддержки.
Также жизненно важно иметь должным образом обученных медицинских работников для предоставления консультаций и поддержки, а также для борьбы с распространением ложной информации и ненадлежащим продвижением детских смесей.
Лаборатория эндокринной физиологии Института биологии Роберто Алькантара Гомеша Университета штата Рио-де-Жанейро (UERJ) проводит экспериментальные исследования почти три десятилетия, уделяя внимание хроническим заболеваниям, связанным с развитием. Исследования сосредоточены на состояниях, возникающих в результате событий, произошедших во время беременности и кормления грудью, особенно на эндокринных заболеваниях, таких как ожирение и диабет.
Первый период жизни в тысячу дней, охватывающий период от зачатия до двух лет, имеет решающее значение для органического развития. Существуют доказательства того, что диетические или экологические изменения, перенесенные матерью на этом критическом этапе, влияют на здоровье ребенка с долгосрочными последствиями. Ярким примером является недоедание, которое не только ухудшает развитие ребенка, но и повышает риск метаболических заболеваний во взрослом возрасте.
В этом контексте грудное молоко играет центральную роль в содействии здоровью детей. Эксклюзивное грудное вскармливание в первые шесть месяцев обеспечивает жизненно важные питательные вещества для роста, а также биоактивные компоненты, необходимые для иммунитета ребенка. Следовательно, раннее прекращение грудного вскармливания, понимаемое как прерывание эксклюзивного кормления, увеличивает риски младенческой смертности и заболеваемости, а также повышает вероятность перевеса и ожирения в течение жизни.
Исходя из этих эпидемиологических данных, исследовательская группа изучает в животных моделях механизмы, лежащие в основе этого повышенного риска метаболических заболеваний. Фактически, преждевременное прекращение грудного вскармливания вызывает гормональный дисбаланс и влияет на контроль потребления пищи и расхода энергии, что объясняет обязывающий профиль. Эти открытия подчеркивают важность поощрения грудного вскармливания в соответствии с рекомендациями ВОЗ.
Изменения в питании и окружающей среде, влияющие на здоровье матери во время лактации, изменяют состав грудного молока и, следовательно, модифицируют развитие ребенка. В обзорной статье, основанной на исследованиях с экспериментальной моделью, был синтезирован эффект адекватного предложения грудного молока с точки зрения концепции «Развивающие истоки здоровья и болезни» (DOHaD).
Исследовательская группа уже продемонстрировала в научной статье, опубликованной в международном журнале, что материнские факторы во время лактации, такие как стресс, плохое питание, употребление веществ и воздействие загрязнителей окружающей среды (таких как сигареты и бисфенол А), способны изменять состав грудного молока. Эти факторы повышают риск развития ожирения, метаболических нарушений, сердечно-сосудистых заболеваний и нейроповеденческих расстройств.
Текущая научная информация о важности периода грудного вскармливания для здорового развития и о материнских факторах, которые могут повлиять на будущее здоровье, собрана в опубликованной книге. Под названием «Грудное вскармливание формирует остаток нашей жизни: болезни, возникающие с развитием» книга призвана расширить знания об истоках хронических неинфекционных заболеваний и помочь в разработке государственной политики для предотвращения проблем, вызванных этим явлением.
Помимо поощрения грудного вскармливания и здорового образа жизни матери в этот период, работа служит руководством для тех, кто хочет углубить свои знания по этой теме. Поощрение грудного вскармливания — это акт пропаганды здоровья, что также приводит к снижению расходов на государственное здравоохранение. Однако помимо поощрения, крайне важно обеспечить соответствующую поддержку и руководство матерям, способствуя здоровому образу жизни во время грудного вскармливания. Материнское молоко — это жизнь!