Несмотря на то, что Южная Африка производит достаточное количество продовольствия, страна продолжает сталкиваться с растущим кризисом недоедания среди детей. Специалист по образованию из UCT, Лори Лейк, объясняет причины задержки роста и ожирения у детей, а также предлагает практические решения для улучшения питания, снижения уровня бедности и защиты здоровья детей.
Недоедание у детей в Южной Африке оказывает долгосрочное негативное влияние на жизнь. Например, задержка роста (stunting) ухудшает физическое развитие и когнитивные способности детей, что ограничивает их возможности в сфере образования и трудоустройства. Дети с задержкой роста и избыточным весом находятся в повышенном риске развития неинфекционных заболеваний, таких как диабет, гипертония и ожирение, что создает значительную нагрузку на систему здравоохранения Южной Африки.
Таким образом, недоедание среди детей способствует формированию межпоколенческого цикла бедности и проблем со здоровьем, что влечет большие издержки для отдельных детей, их семей и всего общества Южной Африки. При этом, хотя страна производит профицит продуктов, дети умирают от голода, и смертность от тяжелого острого недоедания — это лишь верхушка айсберга.
В Институте детей при Университете Кейптауна более двух десятилетий проводятся исследования состояния детей в Южной Африке, включая вопросы здоровья, бедности и питания. Институт выступает за реформы законодательства для обеспечения прав этих детей и проводит курсы по правам ребенка для специалистов в области здравоохранения и смежных профессий.
Исследования показали медленное воздействие недоедания на эту уязвимую группу населения. Проект Children Count, который анализирует ключевые показатели, влияющие на детей Южной Африки, демонстрирует ухудшение ситуации.
Более четверти молодых детей в Южной Африке страдают от задержки роста, и этот показатель остается настойчиво высоким на протяжении десятилетий. Не менее тревожным является быстрое увеличение случаев избыточного веса и ожирения у детей, которое также затрагивает четверть молодых детей. С 2016 года эти показатели почти удвоились — с 13% до 22,3%.
Однако проблема решаема. Жизненно важны ранние вмешательства. Исследования показывают, что воздействие недоедания в первые 1000 дней жизни (от зачатия до второго дня рождения ребенка) может иметь необратимые последствия для долгосрочного здоровья и развития. Своевременные действия по поддержке оптимального питания могут уменьшить бремя неинфекционных заболеваний, способствовать наращиванию человеческого капитала и стимулировать экономическое развитие.
Для разработки эффективных решений необходимо выйти за рамки индивидуального поведения и заняться устранением первопричин. Многие дети живут в семьях с серьезным продовольственным дефицитом, где опекуны пропускают приемы пищи, чтобы защитить детей от голода.
Почти 40% детей проживают в домохозяйствах, находящихся ниже черты продовольственной бедности, при доходах на душу населения менее 855 рандов (52 доллара США) в месяц, или 29 рандов (1,77 доллара США) в день. Этого недостаточно для удовлетворения базовых потребностей детей в питании, не говоря уже о предоставлении сбалансированного и богатого питательными веществами рациона.
Одновременно с этим, мировые продовольственные корпорации наводнили рынки Южной Африки дешевыми ультрапереработанными продуктами, содержащими много сахара, соли и насыщенных жиров, но мало питательных веществ, что способствует быстрому росту ожирения. Многие дети живут в «продовольственных пустынях», где здоровая пища либо недоступна, либо слишком дорога.
Эти нарушения права детей на базовое питание стали предметом расследования Комиссии по правам человека Южной Африки. Когда состоялся первый раунд публичных слушаний в марте 2026 года, автор и его коллеги призвали комиссию сделать детей центром своего публичного расследования системы продовольствия. Второй раунд слушаний (с 6 по 10 июля 2026 года) сосредоточил внимание на ролях и обязанностях крупных розничных продавцов.
Недоедание среди детей — это сложная проблема, требующая участия всего общества для обеспечения доступности и приемлемой цены на здоровую пищу. Основываясь на проведенных исследованиях, были предложены пять политических рекомендаций.
Во-первых, Южная Африка должна начать инвестировать в материнское здоровье и питание. Беременность — это период повышенной потребности в питательных веществах, когда продовольственная незащищенность угрожает как матери, так и ее нерожденному ребенку. Поэтому гражданское общество призывает ввести пособие на поддержку матери, начиная со второго триместра беременности. Оно должно автоматически трансформироваться в пособие на ребенка после родов, чтобы предотвратить осложнения и низкий вес при рождении, поддержать здоровый рост и развитие, а также обеспечить финансовую поддержку в наиболее нужный момент.
Во-вторых, стране необходимо улучшить кормление младенцев и маленьких детей. Грудное вскармливание является одним из самых действенных методов профилактики как недо-, так и перепитания, однако только один из пяти младенцев (0-6 месяцев) в Южной Африке получает исключительно грудное молоко. Кроме того, только один из четырех маленьких детей (6-12 месяцев) имеет минимально приемлемый рацион. Таким образом, система здравоохранения играет критическую роль в лучшей поддержке кормящих женщин и переходе к дополнительному питанию. Она также должна оперативно реагировать на первые признаки замедления роста и обеспечивать доступ детей, подверженных риску недоедания, к поддержке через Программу терапевтического питания или пособие на ребенка.
Далее, поддержка питания должна продолжаться на протяжении всей жизни. Школы и программы раннего развития являются важными каналами для предоставления детям ежедневного приема пищи, что помогает облегчить голод и дает им энергию для игр и учебы. Национальная программа школьного питания охватывает более 9 миллионов учащихся, а субсидия на дошкольное образование поддерживает гораздо меньшую долю младших детей. Однако ни одна из этих программ не обеспечивает поддержки в самый критический период: в первые два года жизни, когда дети наиболее уязвимы к задержке роста и тяжелому острому недоеданию.
Пособие на ребенка — единственная программа, предоставляющая питание младшим детям в больших масштабах, но его стоимость (580 рандов в месяц или 20 рандов в день) снижается из-за инфляции цен на продукты питания. Сторонники требуют от правительства увеличить размер пособия как минимум до уровня черты продовольственной бедности, начиная с детей до двух лет.
Эти государственные инвестиции — лишь часть решения. Также крайне важно регулировать пищевую промышленность путем повышения налогов для снижения потребления сладких напитков, четкой маркировки продуктов с высоким содержанием соли, сахара и жира, а также обеспечения того, чтобы эти продукты не рекламировались детям.
Таким образом, Южная Африка может начать создавать более здоровую продовольственную среду и упростить выбор здоровой пищи как для детей, так и для их семей. Авторы надеются, что комиссия разработает четкие рекомендации, чтобы предотвратить получение прибыли пищевой промышленностью за счет здоровья и питания самых юных и уязвимых детей.